Не разгибая спины, она работала от рассвета до заката – ухаживала и доила коров. В советское время, девушки отличались сдержанностью и целомудрием. И неважно кем ты работала. У всех была одна цель: трудиться и строить светлое будущее.
Проработав три года в родном колхозе, встретила Мария своего суженого из соседней деревни. Влюбилась молодая девчушка в передового механизатора колхоза имени Кирова Ивана Васильевича Цыпышева, вышла за него замуж и перебралась жить к нему в Лавровский поселок. Там она родила мужу двоих детей, завели с мужем хозяйство. Но по стране пошла новая политика партии - укрупнение колхозов, и народ начал разъезжаться из поселка. Уехала на новое место жительства и семья Цыпышевых.
Обосновавшись в селе Ногуши, механизатор и доярка начали работать в колхозе имени Крупской и до самой пенсии добросовестно там трудились. За хорошую работу Марию не раз награждали. У нее орден Трудовой славы III степени, значок «Победитель соцсоревнования», грамоты разного ранга. Мария Павловна – ветеран труда. Также награждена она медалью Материнства I степени и орденом «Материнская слава» III степени за то, что родила и с мужем вырастили семерых детей. Сейчас у них семнадцать внуков и пять правнуков.
Сейчас Мария Павловна на заслуженном отдыхе. Любит рассказывать о прожитой жизни, работе легко и весело, только огрубевшая кожа рук выдает всю тяжесть крестьянского труда, которую вынесли на своих плечах женщины-колхозницы. «Трудились мы честно, от работы не отлынивали, даже зимой надаивали до 14 литров на корову, - вспоминает моя собеседница. - Коров доили три раза в сутки, причем первая дойка начинается тогда, когда большинство деревенских жителей продолжают видеть сны. Ставишь будильник на 3 утра - в половину четвертого уже нужно быть на работе. Утренняя дойка длится до 7 часов. Потом небольшой перерыв – и в половине двенадцатого нужно снова быть "на посту". В половине третьего доярки возвращаются домой, чтобы вернуться на ферму к половине седьмого вечера. Снова несколько часов дойки - и только ближе к 10 часам вечера можно выдохнуть. Но в 3 часа утра опять зазвенит будильник.
Трудно представить, как можно приспособиться к такому режиму, но наши женщины выдерживали. Привыкшие к нелегкому труду мы, доярки, и тяжелые мешки с мукой поднимали, и полные фляги молока, и сена ворох – всё было. Порой думаю, что надо было немного себя беречь, особенно когда сейчас заболит что-то. Молодые были, сильные, и работали на совесть. Для доярок любая корова не просто крупный рогатый скот, а мыслящее существо, с которым надо уметь ладить. Я разговаривала со своими коровками. Любое животное имеет свой характер, поэтому к каждому нужно суметь правильно подойти. Без надобности скотину нельзя беспокоить. Все животные чувствуют ласку и заботу, а еще - настроение работников фермы. Нервничает доярка – и буренка не стоит спокойно, головой мотает, ногами перебирает. Надой молока может снизиться вдвое, если коровка будет взволнована. При правильном уходе и внимании скотина будет давать хорошие надои. Раньше работа доярки считалась престижной и даже романтичной в какой-то мере. Доильщица ведь раньше всех встречает рассвет со всеми его прелестями: шелестом листвы, первым пением птиц. Звонкий удар первой струи молока о дно пустого оцинкованного ведра - и протяжное му-у… Все это звучит как первый аккорд музыки начинающегося утра. Корова – это чудо природы, кроткая, доверчивая, способная кормить большую семью. Да и свежее молоко - это же натуральный продукт, не то, что у вас в городе в пакетиках продают. Хорошее молоко - здоровье нации. А здоровые люди - счастливые люди».