Развитие малых форм хозяйствования - одна из ключевых задач агропромышленного комплекса. Это гарантия занятости населения и увеличения объемов производства. Новой формой господдержки для начинающих фермеров и малого бизнеса станут гранты «Агростартап». Они помогут сделать первые шаги тем, кто только собирается организовать хозяйство или расширить границы подворья. О том, кто может претендовать на господдержку, об условиях ее получения мы беседуем с менеджером по развитию сельхозпотребкооперации ГБУ Центр сельскохозяйственного консультирования РБ Х.Хуснияровым.
- Хаерзаман Хаирламанович, что представляет собой грант «Агростартап»?
- Во-первых, это возможность получить от государства на безвозмездной основе до 3 млн рублей на развитие своего хозяйства, или до 4 млн рублей, если хозяйство состоит в кооперативе. Во-вторых, деньги будут предоставлены на условии софинансирования. Фермер должен определиться, сколько ему необходимо на создание и развитие хозяйства: не более 90% от этой суммы (без учета НДС и транспортных расходов) предоставит государство и не менее 10% придется вложить самому.
Средства выделяются на конкурсной основе. Претенденту на грант нужно будет представить в Минсельхоз бизнес-план (проект создания и развития) своего хозяйства. Оцениваться они будут по специальной шкале, составленной в соответствии с приоритетами региона. Например, если приоритет - молочное животноводство, то проекты молочных ферм будут получать больше баллов, чем, например, проекты тепличных хозяйств. По сумме баллов будут определены победители конкурса. Они-то и получат господдержку.
- Кто может претендовать на грант?
- Получить его могут те граждане, которые постоянно проживают в сельской местности и намерены заниматься или уже занимаются аграрным бизнесом. Претендент на господдержку не должен быть получателем какого-либо иного гранта по линии Министерства сельского хозяйства РБ, например, «Начинающий фермер» или «Семейная животноводческая ферма». Также он не должен осуществлять свою деятельность в течение последних трех лет в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица и (или) не являться учредителем (участником) коммерческой организации, за исключением К(Ф)Х, главой которого он является.
В отличие от гранта «Начинающий фермер», «Агростартап» может быть предоставлен и владельцу ЛПХ, но с условием, что в течение 14 дней после того, как претендента на грант назовут грантополучателем, он зарегистрирует свое хозяйство в налоговой службе.
- Чем отличается грант для «одиночки» и грант для члена кооператива?
- Максимальный размер гранта будет зависеть от того, работает ли фермер в одиночку или состоит в кооперативе. В первом случае максимальный размер «Агростартапа» 3 млн рублей, во втором - выше 4 млн. рублей. Но есть особое условие: не менее 25% и не более 50% от общего размера гранта должно быть направлено на формирование неделимого фонда СПоКа, в котором состоит грантополучатель.
-Хаерзаман Хаирламанович, на что можно расходовать средства господдержки?
- На приобретение сельхозживотных (за исключением свиней), птицы и рыбы, рыбопосадочного материала, сельхозтехники, срок эксплуатации которой с даты выпуска составляет не более трех лет, инвентаря, оборудования для производства сельхозпродукции и ее переработки (кроме свиноводства), посадочного материала многолетних насаждений, а также на покупку, строительство, ремонт и модернизацию производственных и складских зданий и сооружений.
- Каковы условия использования гранта?
- Грантовая поддержка должна быть использована в течение 18 месяцев с даты получения. Грантополучатель обязан создать рабочие места. Их количество зависит от размера гранта: при сумме до 2 млн. рублей нужно трудоустроить как минимум одного работника, при сумме более двух миллионов - двух человек. Также необходимо выполнять показатели эффективности, которые будут записаны в бизнес-плане развития хозяйства. Например, увеличивать объем производства сельхозпродукции, наращивать поголовье, сохранять выход телят на уровне и т.д. Приобретенное имущество не должно отчуждаться в течение пяти лет.
- Для участия в конкурсе, конечно, нужны документы. Какие?
- Участник конкурса представляет в Министерство заявку по форме с приложением копий паспорта и документа, подтверждающего факт госрегистрации К(Ф)Х, план расходов с указанием наименований приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг, их количества, цены, источников финансирования (средств гранта и собственных средств), справку из налогового органа об отсутствии просроченной задолженности по налогам и иным обязательным платежам, выписку из расчетного счета банка, подтверждающую наличие средств на реализацию проекта, копии диплома об образовании (наличии сельхозспециальности), трудовой книжки, подтверждающей наличие трудового стажа в АПК. В случае, если таковых документов нет, то представляется выписка из похозяйственной книги, подтверждающая ведение ЛПХ в течение не менее трех лет. Также нужны бизнес-план и документы, подтверждающие современное состояние К(Ф)Х, производственной базы для развития (представляется отдельной папкой, в которой все листы прошиты, пронумерованы и скреплены печатью (при ее наличии). Сотрудники министерства рассматривают поданные документы, которые одобрения передаются в конкурсную комиссию.
По данной программе еще возможны изменения, о чем мы сообщим дополнительно.