Новый Белокатай
-15 °С
Облачно
75 лет Победы
Все новости

Наша цель - подготовить детей к вступлению в самостоятельную жизнь

Повышение темпа и качества производительного труда, сокращение несложных видов работ в общественном производстве, переход на новые пути создают трудности детям с нормальным развитием, и тем более социализации у детей с недостатками интеллектуального развития.

«Результаты, которые ты получаешь,
находятся в прямой зависимости от усилий,
которые ты прикладываешь»
Деннис Уотли
Повышение темпа и качества производительного труда, сокращение несложных видов работ в общественном производстве, переход на новые пути создают трудности детям с нормальным развитием, и тем более социализации у детей с недостатками интеллектуального развития.
Чтобы быть готовым к вступлению в самостоятельную жизнь, нужно иметь необходимый запас знаний, профессиональную подготовку, умение адаптироваться, правильно строить свои отношения с людьми, иметь соответствующую возможностям жизненную перспективу.
Коррекционная школа-интернат VIII вида обучает детей с нарушением интеллекта. Здесь учатся ребята из пяти районов севера-востока республики. В нашей школе созданы все условия для получения и развития учащимися знаний умений в области трудовой первоначальной профессиональной подготовки. Коррекционная направленность и организация позволяют подготовить большинство выпускников школы к работе, к взрослой самостоятельной жизни в обществе.
В настоящее время профессионально-трудовая подготовка ведется по следующим профилям: столярное дело, сельскохозяйственный труд, швейное дело, СБО (социально бытовая ориентировка).
Практическая подготовка учащихся к производительному труду начинается с материально и организационно-педагогических условий: обеспечение материально-технической базой, оснащение кабинетов, приобретение расходных материалов, выбор и применение форм и методов трудового обучения, которые дают наибольший эффект в усвоении знаний и овладении умениями и навыками, обеспечение современными программами, пособиями, методической литературой.
С целью приближения учебного процесса к жизни мы стараемся связать его с полезным трудом. Большую роль играют образцовые изделия, представленные учителем. Это способствует повышению интереса учащихся и мотивации к учебному материалу, побуждает их к лучшему его усвоению и активной самостоятельной деятельности.
На уроках технологии ведется ознакомление учащихся с обрабатываемыми материалами, орудиями труда (инструментами) и их оперированием законченным изделием. Создаются условия для обучения каждого ребенка с учетом его индивидуальных психофизических особенностей. На уроках присутствует объяснение, и показ приемов выполнения работы с соблюдением правил безопасности труда, а также самостоятельная работа. Учащимся рассказываем о нормах поведения и дисциплины на рабочем месте в школьных мастерских и на производстве, о том, как влияет трудовая дисциплина на производительность труда отдельного рабочего, участка, цеха, всего предприятия, на качество конечного результата. Уроки планируются таким образом, чтобы каждая минута была занята работой, так, чтобы учащиеся овладевали трудовыми умениями и навыками, использовали свои знания по другим предметам.
Обучение учащихся швейному делу проходит в учебном классе и швейной мастерской. Практическая деятельность ребят приближена к труду рабочего на производстве. Этому способствует применение ряда производственных орудий труда: современные электрические швейные машины и соответствующие приемы работы.
На уроках изготавливаются изделия, необходимые для эстетичного оформления учебных кабинетов, спальных комнат, а также изделия, необходимые в быту (рукавицы, салфетки, фартуки, халаты, постельные наборы, нижнее белье и т. д.). Помимо изделий, которые запланированы программой, школьники шьют костюмы для выступлений на праздниках.
На уроках сельскохозяйственного труда учащиеся получают теоретические знания в кабинете, а практические навыки закрепляют на пришкольном участке: собирают семена, вскапывают клумбы, сажают цветы, кусты, деревья, удаляют сорняки, обрезают сухие ветки, выращивают рассаду цветочно-декоративных растений, ухаживают за комнатными растениями, выращивают овощи для школьной столовой. Также в школе имеются кролики, где ребята учатся кормить, ухаживать за ними. Учащиеся старших классов проходят производственную практику в ООО «Лидер».
В столярной мастерской учащиеся получают знания по обработке древесины: пиление, строгание, сверление древесины, скрепление деталей в изделия и их украшение. Дети приобретают навыки владения столярными инструментами и приспособлениями, узнают правила ухода за ними. Некоторые из инструментов и приспособлений они изготовляют сами. Кроме того, ребята учатся работать на сверлильном и токарном станках, применять лаки, клеи, красители. Также они изучают мебельное производство, занимаются ремонтом мебели в школе-интернате.
Всестороннее развитие учащихся в труде предполагает эстетическое воспитание. Как показывает опыт работы, школьники умеют содержать в порядке свое рабочее место, они становятся аккуратными, отзывчивыми, вежливыми и внимательными. В процессе воспитывается ответственность за выполняемую работу, бережливость, умение работать в коллективе. Формируются такие качества, как трудолюбие, уважение к профессии, настойчивость, которые и выражают должное отношение к труду.
Невозможно говорить о полноценной работе с детьми, имеющими отклонения в развитии без опоры на семью. В школе ведется работа с родителями: индивидуальные консультации, беседы, собрания, на которых мы их знакомим с тем, какие знания, умения, навыки получают их дети в школе-интернате, и объясняем, как они могут продолжать дома готовить своих чад к самостоятельной жизни.
Социализация детей с ограниченными возможностями и их интеграция в общество возможна лишь при формировании позитивного отношения к этой категории детей. Работа, систематически проводимая в этом направлении, несомненно, принесет положительные результаты.
А.Ковин, Л.Ковина и Е.Грицюк, учителя Белокатайской коррекционной школы