Новый Белокатай
Облачно
VK
Общие статьи
30 Марта 2023, 15:52

Башкирия из космоса. В День космонавтики рассказываем, как республика связана со Вселенной

Как оказалось, регион богат на истории

61 год назад впервые человек полетел в космос

Иллюстрация: Евгения Бикунова

В День космонавтики, 12 апреля, мы подготовили для вас несколько фактов, которые связывают Башкирию и космос. В нашем списке оказались космонавт из республики, член сборной команды парашютного спорта, городские улицы и даже фотографии.

Летчик-космонавт из Башкирии

Урал Назибович Султанов — уроженец села Никифарово Альшеевского района, военный летчик, космонавт-испытатель. Мужчина участвовал в отработке программы по запуску и управлению кораблем «Буран». В 5 июня 1987 года ему присвоили квалификацию «космонавт-испытатель». Имеет налет более 4000 часов на 48 самолетах и их модификациях. Однако наш земляк в космос так и не полетел.

Урал Султанов родился 18 ноября 1948 года, окончил школу в Михайловке (пригород Уфы)

Фото: Veteranrb.ru

В Давлекановском районе Башкирии с 2012 года работает Международная летняя аэрокосмическая школа имени Урала Султанова, которая направлена на углубление практических знаний в области авиа-, двигателестроения и космонавтики.

Космонавт — член команды парашютистов Башкирии

Михаил Тюрин — летчик-космонавт, герой России. За свою жизнь мужчина летал в космос три раза, провел там в общей сложности 532 дня, 2 часа, 51 минуту. Пять раз выходил в открытый космос и был там 25 часов 32 минуты.

18 января 2016 года назначен на должность заместителя командира отряда космонавтов ЦПК (по подготовке космонавтов)

Фото: fpsrb.public / Vk.com

Мужчина родом из Коломны Московской области, однако в 2020 году в возрасте 60 лет участвовал с парашютистами из Башкирии в одной команде в установлении рекорда «Большие формации — 20 человек». Подготовка заняла не один день, но это не стало поводом для беспокойства у профессионала. За плечами мужчины полеты не только в космос, Михаил Тюрин весьма преуспел и в парашютном спорте.

После установления рекорда космонавт направил благодарственное письмо главе Башкирии Радию Хабирову за оказываемую поддержку в развитии парашютного спорта в республике.

Жена из Уфы

2 октября 1964 года с «Гагаринского старта» космодрома Байконур на околоземную орбиту отправился космический корабль «Восход». На его борту находился капитан Владимир Михайлович Комаров. Он был первым, кто совершил полет в многоместном космическом корабле без катапульты и скафандра. С Башкирией его связывают родственные связи: жена Валентина Яковлевна Комарова (Киселёва) родом из Уфы.

После смерти космонавта его семья покинула Звездный городок, где они жили в последние годы, и переехала в Москву

Фото: Kosmo-museum.ru

Владимир Комаров не раз приезжал в Башкирию, а в 1965 году в столице республики открыл монумент Дружбы. После гибели космонавта (1967 год) улицу Институтскую переименовали в улицу Комарова.

Улица Юрия Гагарина

«Поехали!» Эта легендарная фраза взлетела в космос вместе с Гагариным 12 апреля 1961 года. Именно в этот день его узнал весь мир — мужчина стал первым человеком, успешно освоившим космос. Путешествие длилось 108 минут.

Дом 14/1 на одноименной улице украшает граффити Гагарина с 2013 года

Фото: Тимур Шарипкулов

В честь первого человека в космосе в башкирской столице названа улица. Она находится в микрорайоне Сипайлово, там же в сентябре 2013 года на фасаде одного из домов расположились граффити с изображением героя России. Рисунок, который нарисовали молодые уфимские художники Олег Кайбышев и Артур Лукьянов, был нанесен на весь боковой торец пятиэтажного дома, размеры его — 7 на 9 метров.

«Салават Юлаев» выиграл серию со счетом 4:1

Фото: hcsalavat / Vk.com

Также имя космонавта связано с главным трофеем для уфимской хоккейной команды республики. «Салават Юлаев» в сезоне 2010/2011 выиграл «Кубок Гагарина» — главный трофей ежегодного чемпионата Континентальной хоккейной лиги (КХЛ). Встреча, прошедшая в Уфе в присутствии 8 тысяч зрителей, завершилась победой хозяев льда со счетом 3:2. Уфимцы взяли серию со счетом 4:1.

Фотографии из космоса

Космонавт Роскосмоса Иван Вагнер сфотографировал с борта Международной космической станции горы Башкортостана. Фотографией мужчина поделился летом 2020 года.

Вагнер к своему первому полету готовился десять лет, пройдя путь от инженера российской ракетно-космической отрасли до космонавта-испытателя отряда Роскосмоса

Фото: ivan_mks63 / Instagram (признан судом экстремисткой организацией, запрещенной в РФ)

— И снова Урал! На фотографиях показан Южный Урал, а если быть точнее, на первом снимке — Ямантау — высшая точка Южного Урала, расположенная в Белорецком районе Республики Башкортостан (1656 метров), — делился в социальных сетях космонавт.

Еще один снимок из космоса опубликовал российский астронавт. Сергей Рязанский поделился фотографией столицы Башкирии, а также рассказал пару фактов о городе.

Сергей Рязанский называет себя космическим фотографом

Фото: Сергей Рязанский / Facebook (признан судом экстремисткой организацией, запрещенной в РФ)

По словам космонавта, на территории города могли бы поместиться семь Парижей. Он отметил, что Уфа — самый просторный город России, где на одного жителя приходится почти 700 квадратных метров городской площади.

— И еще очень приятный факт об Уфе: город ни разу никем не был взят с момента своего основания. Городские стены выдержали и набеги кочевников, и четырехмесячную осаду, и два хорошо организованных штурма во время Пугачевского восстания. Таким образом, город можно назвать непобедимым, — отметил Рязанский.

Стерлитамакский метеорит

В 23:20 17 мая 1990 года железный метеорит массой 300 кг упал на поле совхоза «Стерлитамакский» в 20 км западнее города Стерлитамак. По словам местных журналистов, прибывших к воронке на следующий день, ее диаметр был около 10 метров, а глубина метров пять.

На месте падения метеорита работали ученые из Уфы и Москвы

Фото: Russian7.ru

Уникальность этого события в том, что до этого момента за всю историю лишь однажды падение метеорита, наблюдавшееся очевидцами, привело к образованию кратеров — это был знаменитый Сихотэ-Алинский «Железный дождь». Сейчас метеорит находится в Музее археологии и этнографии Уфимского научного центра Российской академии наук.

Источник: https://ufa1.ru/text/culture/2022/04/12/71241914/