Автор книги представлен на ее обложке как поэт, член Союза писателей РБ и РФ, лауреат Государственной республиканской молодежной премии им Ш. Бабича. Сегодня А. Хватков – один из активно пишущих молодых русскоязычных авторов республики.
К этому надо добавить, что Александр Хватков – наш земляк, уроженец села Соколки, что он не теряет связи со своей малой родиной и, например, в прошлом году неоднократно бывал здесь и провел цикл творческих встреч с читателями Новобелокатая, на которых знакомил их со своими стихами. Кстати, завтра на Сабантуе поэт вновь встретится с земляками, любителями поэзии и прочтет свои стихи. И выход новой книги, причем, уже пятой по счету, в этом смысле для нас особенно значим и интересен.
Теперь о самой книге. Она вышла в издательстве «Китап» тиражом 700 экземпляров совсем недавно, что не так уж и мало в наше не совсем благорасположенное для поэзии время. На семидесяти страничках малого, так называемого карманного формата, плотно разместились 86 стихотворений, как ранее изданных, так и недавно написанных, что особенно важно.
Не просто привлекает, но поначалу удивляет название – «Самолет до Пунта-Каны», особенно последнее слово. Но даже человеку, лишь понаслышке знающему о том, что где-то в Турции есть какая-то Анталья, нетрудно с помощью «Википедии» выяснить, что экзотическая Пунта-Кана – не плод творческой фантазии автора, а вполне реальный муниципальный район в провинции Ла-Альтаграсия, расположенный на юго-восточном побережье Доминиканской республики. Но сразу же заметим, что Пунта-Кана для автора – это все таки больше некий обобщенный символ далеких и благополучных стран, а речь в книге идет больше о местах иных, более близких и знакомых. Туда не летают самолеты, потому что не только больших аэропортов в них нет и никогда не было, но и маленькие сельские аэродромы давно уже закрыты, к сожалению. И речь идет о нашей общей родине во всех ее проявлениях, ее жителях со всеми их заботами и проблемами. Причем, эта тема – сквозная для всего творчества Хваткова. Как же она развивается в последнее время?
Итак, стихи о большой Родине занимают главное место в книге. Хотя «писать о России – не в моде», поэт хочет свою жизнь посвятить одному – «петь и петь о стране, в которую влюбился», которой «точно лучше нет». Временами «тяжело ругать ее с тоской и каждый раз опять в нее влюбляться». Для автора и его лирического героя «отрада – счастливой видеть родину мою». В стихах о любви поэт предельно искренен и откровенен, а стихи о родительском доме и матери пронизаны понятной грустью: «Жаль, что в прошлое нет даже шатких мостов…», «Как много в доме мамы поменялось, как мама постарела без меня…».
Поэт достиг зрелости и, конечно, рассуждает и об этом: «С ума сойти, я в возрасте Христа! Для этого пожить немного стоит!» Он видит смысл своего творчества в том, «чтобы в душах любых мой пронзительный стих все плохое стирал золотым листопадом». Он молится о том, «чтобы мы с потомками верили в хорошее, никогда не рушили судеб и церквей».
Присутствуют в книге и другие темы, злободневные для нашего времени. Впрочем, надо оставить что-то читателю и для самостоятельного осмысления…
В заключение нельзя не привести полностью стихотворение, которое дало название всей книге и вновь напоминает о главном в ней:
Самолет до Пунта-Каны
Снится мне, что я, изрядно пьяный,
В миг, когда и зелье не спасет,
Сяду в самолет до Пунта-Каны,
В самый неприметный самолет.
Никаких прощаний и объятий,
Рев моторов сломит тишину.
Как-то так по-маяковски: «нате!»
– Брошу я, как рваную струну.
И уже на пляже, задыхаясь,
Чтоб не выть от боли и тоски,
В первый раз надолго попрощаюсь
С домом мамы, с рощей у реки.
И со всем, что дорого до боли,
Что не смог я грудью защитить.
Неподъемно-тягостная доля –
Край свой милый издали любить.
Край, в котором больно быть поэтом,
И в котором трудно им не стать.
Где ко всем немыслимым заветам
Есть один печальнейший – понять.
Понимаю, к
сердцу принимая
Все ошибки и любой изъян,
Ведь страну мою, что так ругают,
Не заменят сотни Пунта-Кан.
Грусть и радость – все в одном наборе.
Вдруг я этим именно горжусь?
Подождите, к черту жизнь у моря!
Буду петь непонятым про Русь.
Владимир Ощепков