Олеся Кудрявцева: "Ковид подкрался незаметно"
Больным был дедушка 79 лет, причем он даже не осознал, насколько тревожна ситуация, учитывая его сопутствующие болезни.
- Я его спрашиваю, если ли у вас температура, он отрицательно качает головой, я ставлю градусник и ужасаюсь: 39 градусов, а дедушка совсем не чувствует температуры, - вспоминает Олеся Евгеньевна. – Весь мокрый, кашляет, не чувствует ни вкуса, ни запаха, почти вся симптоматика ковида налицо. Вызвала я скорую и отправила его в больницу. С тех пор хожу по вызовам с опаской, стараюсь одевать защитный медицинский костюм.
Пациенты с ковидной симптоматикой и сейчас нет-нет, да и попадаются на участке Кудрявцевой, но такого наплыва, как в городе, на селе нет. Основная часть населения в деревнях Кирово и Красная поляна, которые входят в Кировский ФАП – пенсионеры. А они люди ответственные, сказали сидеть дома, они и сидят, ждут, когда схлынет пандемия.
- Самое тяжелое в работе фельдшера – это ночные вызовы, - рассказывает Олеся Кудрявцева. - Скорая помощь физически не может ко всем успеть, поэтому часть вызовов переадресовывают фельдшерам ФАПов. Они бывают разные: у кого-то давление резко подскочило, у кого-то сердце прихватило так, что еле до телефона добрался. Чаще всего удается стабилизировать состояние больного собственными силами. Там, где ситуация посерьезнее, уже на месте вызываю неотложку.
Именно специфика разъездной работы вынудила когда-то Кудрявцеву саму сесть за руль. Сейчас она водитель с 9-летним стажем. Правда, с недавних пор, после 17 лет работы, она вынужденно была свести эти ночные выезды к нулю по семейным обстоятельствам. Из Кирово Кудрявцева переехала в Давлеканово, где купила квартиру в ипотеку. В родном селе жилье покупать не стала из-за того, что здесь есть только начальная школа, а отдавать потом дочку в школу-интернат не хотелось. Так что теперь Олеся Кудрявцева – горожанка, работающая на селе. А ночные вызовы в Кирово и Красную поляну теперь целиком идут по линии скорой помощи, что, конечно же, увеличили на них нагрузку.
Всего на обслуживаемом Кудрявцевой участке живет 320 человек, из них 34 - дети от 0 до 17 лет. Так что работы у Олеси Евгеньевны много. До обеда она трудится в ФАПе, принимает пациентов, выполняет назначение врачей, после обеда выходит на подворный обход. В горячий вирусный сезон, который бывает дважды в год - весной и осенью, Кудрявцева обслуживает до 10 вызовов за день. Но условия труда, и это нужно отметить особо, значительно улучшились. В Кирово появился новый модульный ФАП, к которому подвели канализацию, электричество и водопровод. Здесь есть все необходимое оборудование для оказания первичной медицинской помощи и проведения медпроцедур.
- Мне очень нравится моя работа и я ни секунды не пожалела, что пошла работать в медицину, - говорит Олеся Кудрявцева. – Фельдшера ФАПов ближе всех находятся к людям. У меня много пациентов, которых я вела еще в детстве, а теперь они уже сами мамы и я лечу их детей.
Глава Башкортостана Радий Хабиров считает, что в республике необходимо ежегодно строить не менее 100 здравпунктов. "Долгое время сельской медицине не уделялось должного внимания, поэтому именно сейчас её надо возрождать. Чтобы нашим бабушкам, дедушкам, мамочкам не нужно было по незначительным вопросам ездить в райцентр, – отметил Радий Хабиров. – Прежде всего нам предстоит наладить систему, укрепить материальную базу. А дальше нас ждут более сложные задачи – напитать наше село врачебно-фельдшерскими кадрами, повысить их квалификацию, наладить лекарственное обеспечение. Это нам по силам".
Поехала на время, а осталась на всю жизнь...
Жительница деревни Шестаево Давлекановского района Марина Фаерчук с детства мечтала стать медиком. После 8 класса повезла документы в медицинское училище в Уфе, где с легкостью поступила на медсестринское отделение. Годы учебы пролетели как один миг. По распределению попала в Давлекановскую районную больницу, где проработала в пульмонологическом отделении 4 года.
- А про ковид в те годы вы вообще что-нибудь слышали? Ведь, как утверждают инфекционисты, коронавирус давно существует, – спрашиваю я Фаерчук.
- Тогда не было такого уровня лабораторной диагностики, какой есть сейчас. И те анализы, которые делаются в настоящее время, тогда не делали. В те годы в основном болели пневмонией и мы ее успешно лечили.
Вскоре, в соседней от родительского дома деревне Ивангород временно освободилось место фельдшера ФАПа. Фаерчук с радостью согласилась подменить ушедшего в декрет специалиста, чтобы быть ближе к маме. Ее мама после смерти отца осталась одна, и за ней нужно было приглядывать.
- Думала, поработаю там немного и вернусь обратно в Давлекановскую районную больницу, а осталась в родной деревне на всю жизнь, - вспоминает Марина Михайловна.
В Шестаево открыли ФАП, и Фаерчук предложили перевестись туда. Молодому специалисту предоставили жилье, которое находилось на второй половине здания ФАП. Это было самое идеальное место работы. Вышел во двор, и ты уже на работе. Но, вследствие такой близости, были и неудобства. Люди шли к ней за помощью и днем, и ночью. И продолжают это делать и сейчас, когда ФАП переехал в другое место.
Один только пример. Односельчанка, одинокая бабушка, проснулась ранним утром, когда еще не рассвело. Не смогла включить свет, по памяти набрала в темноте телефон Марины Михайловны, которая практически сразу же, как палочка выручалочка, вместе с мужем поехали спасать старушку. И ведь, разобравшись в причинах поломки, включили-таки свет!
- Неужели и на такие звонки выезжаете? - искренне удивилась я.
- Конечно, а как же иначе, - объясняет она. - Деревня маленькая. Здесь обслуживающих организаций и дежурных электриков нет. В темноте упадет бабушка, расшибется, что-нибудь сломает, а лечить мне, еще и мучиться от угрызений совести, что никак не отреагировала.
Железная логика. Не случайно, зная ее человеческие качества, Марину Михайловну выбирали вначале депутатом, а потом и главой Шестаевского сельсовета. Им она честно и добросовестно отработала весь положенный срок, но больше баллотироваться в депутаты и главы не стала.
- Мне больше работа медика по душе, - честно призналась она. – Хозяйственные вопросы я, конечно, могу решать. Но мне эта работа такой радости, как медицина, не доставляет.
Хочется отдельной строкой отметить пробивные качества Фаерчук, которые у нее проявились еще задолго до того, как она стала депутатом. Еще 1992 году она вместе с группой активных мамочек добилась от чиновников Давлекановского РУНО, чтобы был организован подвоз детей с отдаленных деревень в детский сад Ивангорода. Ведь у многих родителей нет своей машины, а работать надо! В качестве сопровождающего лица в школьном автобусе, помимо учителей, ездят еще и работники детсада. И этот подвоз до сих пор благополучно работает!
Сейчас Марина Михайловна обслуживает сразу две деревни - родное Шестаево и Ивангород, с которого когда-то начинала работать в системе ФАП, с населением в 350 человек, из которых 76 детей.
Нынешние условия работы, конечно, не сравнить с тем, с чего когда-то начинала Фаерчук 34 года назад. В этом году в Ивангороде смонтировали новый модульный ФАП. Подсоединили все коммуникации. На очереди – интернет, который обещают провести до конца года.
- Пациенты радуются, когда попадают в наш новый пункт и видят, в каких хороших условиях их будут принимать, у людей сразу поднимается настроение, а позитивный настрой - это уже маленький шаг к выздоровлению, - говорит Марина Михайловна - Теперь ждем новый ФАП в Шестаево, где пока ведем прием больных в стареньком деревянном домике.
Власти Башкирии планируют в ближайшие пять лет обновить 448 старых ФАПов республики, которые изношены и физически, и морально. На эти цели республика получит из федерального бюджета 15 млрд рублей.
В 2020 году в рамках программы "Здравоохранение" в Башкирии установлено 74 новых ФАПов, до конца года будет смонтировано ещё 20 типовых пункта. Для их строительства и оснащения выделено 269 млн рублей федеральных средств.
В 2021 году в сельской местности республики появится еще 62 новых ФАПа. На это выделено 229 млн рублей.
Всего в Башкирии действуют свыше 2 тысяч ФАПов.