Изготовление берестяного дегтя или по старинному названию «сидка дегтя», дегтекурение (дегет ҡайнатыу) получило широкое распространение среди башкир благодаря наличию благоприятных для этого условий. К благоприятным условиям следует отнести относительную простоту применяемого оборудования и обилие берез для производства. Наиболее ранние сведения о сидке дегтя можно найти в путевых записках участников научной экспедиции Академии наук России 1768-1774 гг. П.С. Палласа и И.И. Лепехина. В середине XIX века Черемшанский В.М. в своих трудах «Описание Оренбургской губернии» отметил этот промысел: «Прекрасный деготь и смолу гонят Башкирцы около Кагинского завода. Ведро дегтя продается от 30 до 50 копеек серебряных, сбыт его производится по рынкам – в городах и селениях». В начале XX века Круковской М.А. писал: «Лесные, как и горные, башкиры занимаются сидкой дегтя, выделкой колесных ободьев, рубкой и сплавом леса». С. И. Руденко дал подробное описание лесного промысла башкир и сведения об исчезающих в настоящее время видах народных занятий как, например, сидка дегтя. Судя по литературным источникам, дегтекурение существовало в крае давно. Доказательством этому служит то, что вплоть до последнего времени основным способом добычи дегтя являлся наиболее древний «ямный». В статье Хасановой З.Ф. «Лесные промыслы башкир Инзерского бассейна» есть описание: «Сидка дегтя у башкир-катайцев производилась в ямах (дегетбаҙы). Этот способ сохранился вплоть до 30 гг. XX века. Глубина ямы достигала 2 м, а диаметр ее составлял от 1,5 до 3 м. Ямы обмазывались изнутри толстым слоем глины (мәтелбалсыҡ) или же обкладывались кирпичом. Со дна ямы наружу выходила деревянная из цельного бревна труба (улаҡ), по которой вытекал деготь. На месте выхода трубы стена снаружи укреплялась камнями или деревянными плашками». Фуат Муратчин – дегтекур пятого поколения. Первым был прадед Хасан Биишев, начавший этот промысел в 1860 году. Редкое ремесло передавалось из поколения в поколение, дело не прерывалось.
Дегтекурение проходит длительный процесс подготовки. Сам процесс варения не поменялся. На месте старой дегтярни стоит печь размером 1 м в ширину и 3 м в длину. В центре печи находится двухкубовый чан. Рядом с дегтярней протекает речка. Из коры упавших или срубленных берёз снимают бересту. Лучшей считается июньская береста. Очищают кору, убирают грибковые тела и труху. Затем сортируют ее, потоньше в один тюк складывают, что потолще – в другой. До начала изготовления дегтя сутки топят печь, чтобы раскалилась, нагревают ее до 1500 градусов. В сутки 2 раза очищают печь от золы и углей с длинным черенком лопатой и совком. В нагретый чан отпускают сортированную бересту на дно кладут легкую бересту, затем сверху потяжелее и в течении 10-15 минут уплотняют и, наглухо закрыв крышку, замазывают глиной. Чтобы не попал воздух постоянно следят за герметичностью, иначе может взорваться или загореться береста. Береста томится, от нее идет пар и попадает в трубу, которая находится на дне чана и выходит наружу. Наружная труба охлаждается водой. Воду таскают с речки, в сутки примерно уходит 200-300 литров. В этой трубе пар охлаждается, затем каплями идет в большую деревянную емкость. Полученный дёготь должен ещё несколько часов настаиваться в деревянной миске. И только потом липкую массу разливают по небольшим бутылям и продают. Из двух кубометров бересты получают 10 – 12 литров дегтя. Печь в течении нескольких дней топят непрерывно.
— Деготь, он, как и хлеб, тоже многому голова, — не сомневается хозяин. — Его ведь используют не только, чтобы ворота мазать скандалистам. Дегтем сапоги или тулуп обработаешь — сносу не будет. Или лодку, к примеру. Я гоню деготь березовый, самый чистый и настоящий. Мне эти секреты отец передал, а ему дед. Как живу? Сами видите, на жизнь хватает. Ведь дегтя, кроме как у меня, взять больше негде. Из Свердловской, Челябинской и других областей приезжают.
Действительно, натуральный деготь – уникальный продукт, он широко используется в медицине, для лечения животных, в садоводстве, в производстве сыромятной кожи и других сферах. Раньше деготь башкиры использовали для лечения кожных и легочных болезней, в хозяйстве для смазывания колес телег, кожаных изделий. Применяли также при окуривании помещения как дезинфицирующее средство. Летом конскую упряжь башкиры смазывали дегтем для отпугивания змей.
Изготовление дёгтя (дегет ҡайнатыу) в Белокатайском районе является объектом нематериального культурного наследия Республики Башкортостан.
(Статья подготовлена с использованием материалов сайта Республиканского центра народного творчества)
Видео: Юсупова Лилия Фаритовна, 2006 г. д. Новая Маскара, Белокатайский район Республики Башкортостан