Заказчикам, помимо соблюдения требований Закона № 44-ФЗ, направленных на противодействие коррупции, следует учитывать требования и других федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, которые содержат нормы о противодействии коррупции.
При проведении закупок руководитель заказчика, руководитель и работники контрактной службы, контрактный управляющий, а также члены комиссии по осуществлению закупок обязаны принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. В случае наличия конфликта интересов член комиссии должен незамедлительно сообщить об этом заказчику. Заказчик должен заменить членов комиссии, не отвечающих установленным требованиям, на физлиц, которые им соответствуют (ч. 7 ст. 38, ч. 7, 10 ст. 39 Закона № 44-ФЗ).
Меры по предупреждению коррупции в организации
Обязанность по разработке и принятию мер по предупреждению коррупции распространяется на все юридические лица вне зависимости от организационно-правовой формы, организациям необходимо принимать весь комплекс необходимых мер по предотвращению коррупционных нарушений, включая сотрудничество с правоохранительными органами и контрагентами (ст. 13.3 Закона № 273-ФЗ).
С целью формирования единого подхода к обеспечению работы по предупреждению и противодействию коррупции в организациях независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств Минтрудом России разработаны Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, утвержденные 08.11.2013 (далее - Методические рекомендации).
Локальные нормативные правовые акты (порядки, перечни должностей, положения) по противодействию коррупции хранятся в организации постоянно (п. 465 Перечня, утв. Приказом Росархива от 20.12.2019 № 236).
Антикоррупционная политика организации представляет собой комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мероприятий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности данной организации. Антикоррупционную политику и другие документы организации, регулирующие вопросы предупреждения и противодействия коррупции, рекомендуется принимать в форме локальных нормативных актов, что позволит обеспечить обязательность их выполнения всеми работниками организации (п. 1 разд. IV Методических рекомендаций).
Деятельность по предупреждению коррупции в организации должна носить системный и последовательный характер.
Содержание антикоррупционной политики конкретной организации определяется особенностями деятельности организации (Меры по предупреждению коррупции в организациях, утв. Минтрудом России).
Следует отметить, что за отсутствие локальных актов, регулирующих вопросы противодействия коррупции, ответственность действующим законодательством не установлена, административная ответственность установлена за нарушения законодательства о противодействии коррупции (ст. ст. 12, 14 Закона № 273-ФЗ, ст. ст. 19.28 и 19.29 КоАП РФ).
Возложение на работников обязанностей по противодействию коррупции
Положения о противодействии коррупции могут включаться в трудовые договоры с работниками и в договоры, связанные с осуществлением хозяйственной деятельности организации (таблица 1 п. 1 разд. IV Методических рекомендаций, утвержденных Минтрудом России 08.11.2013).
Основным механизмом возложения на работников дополнительных обязанностей, связанных с профилактикой и противодействием коррупции, является ст. 57 ТК РФ. По соглашению сторон в трудовой договор могут включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений.
Соответственно, в трудовом договоре также возможно закрепить обязанность работника в связи с раскрытием и урегулированием конфликта интересов. Указанную обязанность целесообразно закрепить в Положении о конфликте интересов.
Положение о конфликте интересов – это внутренний документ организации, устанавливающий порядок выявления и урегулирования конфликтов интересов, возникающих у работников организации в ходе выполнения ими трудовых обязанностей. Действие положения следует распространить на всех работников организации вне зависимости от уровня занимаемой должности (п. 4.2 разд. IV Методических рекомендаций).
Процедура раскрытия конфликта интересов утверждается локальным нормативным актом и доводится до сведения всех работников организации. В организации возможно установление различных видов раскрытия конфликта интересов, в том числе путем ежегодного заполнения рядом работников декларации о конфликте интересов. Круг лиц, на которых должно распространяться требование заполнения декларации конфликта интересов, следует определять собственнику или руководителю организации (п. 4.2 разд. IV Методических рекомендаций).
Что такое антикоррупционная оговорка в гражданско-правовых договорах и чем она регламентируется
Антикоррупционная оговорка – это условие, которое включается в гражданско-правовой договор, чтобы не допустить совершения коррупционных действий при его исполнении, например коммерческого подкупа.
Антикоррупционная оговорка направлена на то, чтобы стороны договора понимали, что совершение коррупционных правонарушений недопустимо, и были готовы принимать разумные меры по недопущению их совершения.
Законом не установлена обязанность включать такую оговорку в гражданско-правовые договоры и не устанавливает ее содержание.
Как правило, обязанность применять оговорку предусматривается в антикоррупционной политике или ином локальном нормативном акте организации. Такие акты организации принимают во исполнение ст. 13.3 Закона о противодействии коррупции.
Если такое требование содержится в вашей антикоррупционной политике, то вы обязаны включать оговорку в свои договоры. Однако необходимо учитывать принцип свободы договора (п. 1 ст. 421 ГК РФ). Следовательно, вы не вправе обязать контрагента подписать договор с антикоррупционной оговоркой, если он не согласен с таким условием.
В ОТНОШЕНИИ КАКИХ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ ГОССЛУЖАЩИЙ
ПРЕДСТАВЛЯЕТ СПРАВКУ О ДОХОДАХ, РАСХОДАХ
Госслужащий обязан представить справку о доходах и расходах супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, если они являются таковыми на 31 декабря отчетного года.
Такая обязанность установлена п. 3.2 ч. 1 ст. 8, ч. 1 ст. 8.1 Закона о противодействии коррупции, п. 2 ч. 1 ст. 20, ч. 1 ст. 20.1 Закона № 79-ФЗ.
Справка представляется в отношении членов семьи госслужащего на конец отчетного периода.
Госслужащий не представляет справку, если:
1) на 31 декабря отчетного года он не состоял в браке, т.е. на эту дату брак не был заключен либо был расторгнут;
2) на 31 декабря отчетного года его ребенку исполнилось 18 лет.
Следует иметь в виду, что лицо считается достигшим возраста не в день рождения, а по его истечении, т.е. с ноля часов следующих суток.
Как составить уведомление о конфликте интересов
Служащий обязан уведомить о конфликте интересов, как только ему стало известно об этом (ч. 2 ст. 11 Закона о противодействии коррупции).
Для этого он должен подготовить письменное уведомление и подать его представителю нанимателя.
Заполнить уведомление можно по форме, которая утверждена работодателем.
Если такая форма не утверждена, можно подготовить уведомление в произвольной форме, в котором необходимо указать:
1) Ф.И.О. и должность руководителя госоргана (его заместителя), Ф.И.О. и должность служащего;
2) ситуацию, которая привела или может привести к конфликту интересов. Какие должностные обязанности служащий не может выполнять из-за этого;
3) меры, которые может предложить или уже предпринял служащий, например отстранение от выполнения именно этой работы и т.п.;
4) будет ли служащий присутствовать на заседании комиссии по урегулированию конфликта интересов;
5) дату и подпись.
К уведомлению прилагаются доказательства изложенной информации.